?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 October 2010 @ 01:16 am
ЭКСПЕДИЦИЯ НА КРАЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. ОСТРОВ ОНЕКОТАН. Часть 1.  

ЧАСТЬ 1.   ЧАСТЬ 2.   ЧАСТЬ 3.   ЧАСТЬ 4. 

ПРЕДЫСТОРИЯ 

 

2006 год, командировка в Южно-Сахалинск. После работы, как обычно, покупаю карту региона, а в данном случае это очень удачный атлас, состоящий из двух частей, первая – сам остров Сахалин, вторая – Сахалинская область, Курильские острова (Военно-топографическое управление Ген штаба, 1994 год). Просматривая интересные места в 2-х километровке, замечаю, необычный остров с интересным именем – Онекотан. Вулкан Креницына, как древняя крепость, окруженный рвом – озером Кольцевым и валом – Кольцевым хребтом и форпостом в виде на север смотрящего влк. Немо, манила воображение. Множество ручьев обещали красивые виды и интересную рыбалку. Уже в Москве, по возвращению, интерес был подогрет отсутствием большого количества информации и единичными фотографиями в сети.

Так фото Онекотана оказалось у меня над рабочим местом – появилась МЕЧТА.

Для того, чтобы было понятно, где эта МЕЧТА расположена – вот карта от многоуважаемой Google (www.google.com):

  

И от нее же Остров МЕЧТЫ со спутника в формате поближе:

   

Осенью того же года интерес был подогрет как раз, только появившимся отчетом Ромадана.

Шел я к МЕЧТЕ со своими друзьями-экспедиционерами пять лет. Нет, мы не готовились все пять лет к этому путешествию, за эти годы мы посетили чудесные места – Карелию и Белое море, Алтай и Телецкое озеро Байкал и жемчужину Забайкалья Кулинду. Я знал, что Онекотан, это сложнее, дольше и дороже и не наседал на друзей во время наших экспедиций. Поэтому для меня была приятным сюрпризом неожиданная поддержка Ярулаича, а за тем и остальных экспедиционеров во время нашей Алтайской экспедиции идеи все же добраться до этого таинственного острова, Острова МЕЧТЫ. Мы запланировали экспедицию на 2010 год. А нашим планам суждено сбываться!

Подготовку к экспедиции я опущу, это отдельная история, которая останется у нас в памяти, как череда встреч, новых людей, споров, истин и открытий и перейду к хронологии экспедиции.

 

1 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА

 

Разными путями, но, как никогда вовремя, экспедиционеры появились в терминале «Д» чудесного аэропорта Шереметьево в составе:

 

ВАСИЛИЧ                   ЯРУЛАИЧ                   АНАТОЛИЧ                РОБЕРТЫЧ

      

 

Провожающие Василича смахнули слезы и, помахав рукой участникам экспедиции, быстро ретировались. Остальные родственники экспедиционеров горевали о разлуке в домашних, более комфортабельных условиях.

Команда погрузилась на борт, четко распределившись на четырех рядах через ряд, по причине все же поздней регистрации и, тяжело набрав скорость на ВПП, алюминиевая птица ИЛ96 имени Аэрофлот поднялась в небо.

Распределение по борту с одной стороны исключило общение, с другой позволило много поспать и почитать материалы экспедиции.

 

2 СЕНТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

 

Приземлились под аплодисменты частодолетающих до местоназначения пассажиров довольно мягко. На удивление багаж появился на ленте багажного отделения раньше, чем мы до нее добрались. Без потерь забрав вещи, погрузились на такси и за 1 круб добрались до места встречи с Алексеем – организатором морской (яхтенной) части нашего путешествия.

Оказалось, зафрахтованная нами яхта еще не пришла в ПК и по плану должна прийти завтра, 3-го сентября. У нас появился один день для отдыха (как потом оказалось, очень полезный с точки зрения климатической и временной адаптации), который мы провели в довольно аскетичном, но самодостаточном для нашего случая пансионате «Гелиос» на Паратунке – ближайшем к ПК местечке с термальными источниками.

 

 


3 СЕНТЯБРЯ, ПЯТНИЦА

 

Переключение на 8 часов у каждого проходило по своему – кто-то беспробудно спал, кто-то вставал ночью и будил всех и каждого в поисках заначки из сладостей, мол в москве сейчас время чаепития… Так или иначе все проснулись утром довольно в бодром состоянии, мы с Ярулаичем успели окунуть свои тела в источник, затем все встретились за завтраком. Перекусив, собрались, сели в автобус, доехали до автостанции ПК. Не найдя карту на автостанции, погрузились на частника и, положив сумку с телеобъективом, всеми зарядками и еще какой-то мелочью в багажник, поехали в центр. Купив по дороге карту и придумав место выгрузки – «Рыбный порт» - остановились в грязном, запущенном порту, но все же решили вылезать из такси, так как поездка с этим угрюмым и неприветливым водителем не доставляла нам удовольствия. Расплатившись и направившись рассматривать порт, через 2 минуты обнаруживаем – забыли сумку в такси в багажнике. Перспектива остаться без объектива, а потом еще и без 70 круб за его восстановление навеяла грусть, но и решительность в действиях. Разделившись, двое уехали на точку, где сели в это такси, двое на всякий случай остались ждать в конечной точке. Таксист, в этот  раз подвозивший нас, оказался приятным молодым парнем – мичманом со спасательного военного корабля, 7 лет отдав Родине, посчитал, что достаточно и сейчас на вольных хлебах. Рассказал о батискафе АС-28, на котором служил его приятель и который запутался в рыболовецких сетях и металлических тросах в бухте Березовой в августе 2005 года. По словам таксиста, спасательную операцию успешно осуществили норвежцы, СМИ же пестрели в то время заголовками про британский батискаф Scorpio, разрезавший тросы и освободивший АС-28. В любом случае было интересно узнать подробности из уст, близких к источнику…Прежнего нашего извозчика нашли на том же месте на автовокзале, он, как мы и предполагали, тоже забыл о сумке, которая тут же перекочевала к своим хозяевам, но не в багажник, а на сидение, дабы не искушать судьбу. Вся банда встретилась в парке рядом с площадью Ленина в центе ПК.

Прогулка, сытный обед в китайском ресторане с «редким» названием «Великая стена», встреча с Алексеем и, наконец, трансфер к яхте. Часовая закупка продуктами и погрузка на яхту. Яхт-клуб в ПК представляет собой жалкое зрелище, вспоминаются марины Европы и сразу становится ясно, как трудно в погодном, социальном и бизнес отношении приходится здесь людям, любящим парус и ветер.

 

 

Знакомимся с капитаном

Андреем                                                           и       его помощником Александром.

   

 

Время около 21 часа, вдруг вспоминаем, что не купили газ в баллонах. Побежали наверх по магазинам – бесполезно, только в спец магазинах, которые уже закрыты. Возвращаемся, ищем еще варианты, звоним Алексею, знакомым Саши…, по ходу оказывается, что и газовую горелку забыли, а газовый фонарь, бережливо упакованный мной, имеет винтовое Ковеевское соединение, а переходник на цангу тоже дома.

Но, как всегда, звезды сходятся в зените – Андрей находит для нас горелку на яхте, Саша договаривается со знакомыми о двух баллонах газа. В 22-30 все готово к выходу.

Звонок за разрешением на выход… «Восток» не дает добро. На рейде подлодка, ориентировочное время ожидания полтора часа. Пьем пиво в кокпите, едим вкуснющую рыбу, купленную на рынке «КП». Обсуждаем расположение на яхте. Андрей с Сашей в кают-компании. Далее решаем, так как здоровый храп Василича довольно плохо переваривается остальными тремя нехрапящими экспедиционерами, Василича определить в носовую каюту с половиной вещей, две кормовых каюты разыграли на троих, получилось я Анатолич, Ярулаич со второй половиной вещей.

Ровно в полночь получаем разрешение на выход. Отчаливаем, провожаем огни ПК, любуемся небом с мириадами звезд, четким Млечным путем…, укладываемся по каютам, засыпая с мыслями, что же нас ждет впереди…?

 

4 СЕНТЯБРЯ, СУББОТА.

Когда вышли в океан по восточному побережью Камчатки под утро, раздуло. Тяжелый подъем, таблетка «Драмины», посиделки в кокпите, опять тяжелый сон. Пробуждение, горячий чай с «Драминой», главное, как можно быстрее вылезти из каюты в кокпит, где не так качает и глазу есть за что зацепиться на горизонте – внизу тошнота сразу подкатывает, еле успеваешь налить чай. Разболтало не на шутку. Ветер добавил и гуляет от 30 до 40 узлов, ставили паруса, но шквалы не дают использовать их эффективно, в конце концов оставили маленький лепесток грота, который немного добавлял хода на крутом бейдевинде и иногда заполаскивал в левентике.

Под вечер совсем расколбасило. Экспедиционеры, подобно баклажанам на южном курорте лежали по каютам, изредка выползая в кокпит, привыкали к качке.

Андрей и Саша стойко несли вахту.

Вечером, зеленовато-прозрачный вид Василича навел нас на мысль, что ему приходится туговато в носовой каюте, которую, мало того, что качает сильнее всего, она еще и получает регулярные сильные апперкоты от бушующих волн, и конечно, наш боксер ни слова не сказал, что все это его вырубает, но его вид говорил сам за себя. Ярулаич предложил ему переехать в кормовую каюту, что и было сделано, сложивши все наши рюкзаки в носовую. Пока впечатления тяжелые, «драминные», надеемся дальше – легче.

 

5 СЕНТЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

Колбасит по полной! 50 узлов свежего Камчатского ветра не дают расслабиться ребятам на вахте. Андрей принимает решение идти в Северо-Курильск (С-К), переждать, отдохнуть, нормально покушать и посмотреть прогноз.

Против 40 – 50 узлового ветра в трубе Второго Курильского пролива яхта на моторе подползала к С-К целую вечность.

 

  

Так как ветер был с С-З, Андрей решил не идти в порт, где привальный мощный ветер мог не позволить нормально зайти в «ковш» и мы спрятались в бухте между м. Крепкий и «ковшом» С-К, куда лишь редко залетали шквалики 30-40 узлов, стихая до штиля.

Макароны с тушенкой, салат, сало с чесноком и чай с печеньем быстро восстановили силы, потраченные на «прикачивание», пойманный Анатоличем красный терпуг поднял настроение. Пока приводили в порядок себя и лодку шквалы усилились и мы решили не высаживаться на берег в С-К. Посозерцав С-К с воды, принялись готовить уху и пытаться отправить фото Алексею на почту через очень шаткое интернет соединение местных сотовых сетей. Все это время любознательные каланы изучали со всех сторон яхту и пришельцев на ней, нарушивших покой их бухты. Очень забавные животные, которые постоянно что-то ели, беззаботно плавая на спине в любых направлениях, доставили нам массу приятных эмоций.

  

  

Получив прогноз, Андрей принял решение выходить рано утром. Это было несколько позже того, на что мы рассчитывали в своем плане, но не выходило за критические рамки – мы улеглись по каютам на ночлег, готовясь к очередному ходовому дню.


6 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

 

Я прекрасно понимаю Ярулаича, который вылез наблюдать рассвет в пол седьмого, а затем вытащил туда Василича с фототехникой. Уж лучше так, нежели слушать его «трели», которые иногда даже прорывались через машинный осек в правую каюту.

Погода изумительная, вскоре вся команда собралась наверху, любуясь медленно проплывающим мимо о. Парамушир, на котором хребет Левинсона-Лессинга сменился более высоким хребтом Карпинского. Тихоокеанская сторона Парамушира очень живописна – многие речушки заканчиваются одиночными классическими или веселыми гирляндными водопадами с крутых его берегов, растворяясь в водах Тихого. Проходя южнее устья р. Тухарки, через распадок, который она образует, мы увидели величественный вулкан в дымке, сверясь с картой поняли, что это Аллаид, обманчиво выдающий себя за часть Парамушира, а на самом деле отделенный одноименным проливом, но за счет своей величины, красиво вписывающийся в пейзаж острова.

Но главное событие случилось после 15-00 – вдали замаячили еле различимые два вулкана, очень напоминающие старожил Онекотана – Немо и Креницина. Как потом оказалось, это был Немо и отдельностоящий Макарунши, а уже позже, появился Креницына, связанный с Немо полоской острова-мечты.

   

 

Час за часом, медленно, но неумолимо приближался наш Остров, наша цель превращалась из несколько призрачной, тяжелодостижимой и может даже неосуществимой во вполне реальный кусок суши с двумя таинственными и величественными вершинами.

Вынужденная остановка отвлекла нас от нахлынувших мыслей – Андрей занялся помпой начавшего перегреваться дизеля, Саша проверял, не накрутилось ли чего на винт, принося небольшую вибрацию, самоотверженно проныривая под яхтой в ледяной воде.

По тихоокеанским понятиям мы шли по полному штилю, медленно-медленно приближаясь к заветному Острову. Прекрасный закат позволил сделать красивую фотосессию с соседним островом Макарунши.

  

Мне не спалось, что-то внутри взвелось, словно пружина, я то проверял по GPS, где мы идем, то смотрел на радар на приближающиеся в темноте скалы Острова, окружающие бухту Муссель, то изучал лоцманскую карту. Экспедиционеры по каютам смотрели свои предонекотанские сны. Наконец, до бухты осталось 4 мили, Саша разбудил капитана и Андрей, недовольный ранней побудкой, немного отойдя ото сна, очень профессионально завел яхту на самый юг бухты Блакистнон, решив не рисковать напороться на обозначенные на карте подводные и надводные камни  в бухте Муссель. Ребята бросили якорь, проверили длину цепи в потенциальном направлении скал и мы легли поспать до 6-ти утра, чтобы утром перейти в бухту Муссель и начать наше путешествие по Острову.

Спать оказалось невозможным по причине карабельного скрипа, который почему-то серьезно усилился и просто выворачивал мозг наизнанку. Анатолич перебрался на рюкзаки в носовую каюту и смог немного там отдохнуть, я пытался спастись берушами, что позволило немного подремать.


 ЧАСТЬ 1.   ЧАСТЬ 2.   ЧАСТЬ 3.   ЧАСТЬ 4.